Лопушанский Павел Иванович

- человек, который построил наш город

Мемориальная доска
Мемориальная доска

Чтобы написать картину, нужен талант. А что нужно, чтобы быть архитектором города? Кроме таланта – и отличное знание материалов, земли, на которой возводятся здания.

Павел Иванович Лопушанский возглавлял отдел главного архитектора города с 1953 по 1966 год. Мало кто знает об этом, но именно тогда центр города стал современным. Чуть помпезный, чуть вызывающе пышный. Но таково было время, таков стиль эпохи. Творения всегда более реальны, чем их творцы. Каждый день мы видим город, которому Лопушанский отдал часть себя. Но что мы знаем о нем самом?

Весьма немного. Он родился на Украине, в селе Ново-Алексеевка. Село на 200 дворов, в степи, недалеко от железной дороги, на границе Украины и Крыма. С 1948 года работал на Южном Урале. Когда ему предложили возглавить отдел главного архитектора в Электростали, он сразу же согласился. Эта работа была похожа на его предыдущую, те же трудности, те же проблемы. Но город не имел своего архитектурного облика, его только надо было создать. В управлении по делам архитектуры участок работы в Электростали был определен как очень трудный. Вскоре и сам Павел Иванович убедился в этом.

Чтобы написать картину, нужен талант. А что нужно, чтобы быть архитектором города? Кроме таланта – и отличное знание материалов, земли, на которой возводятся здания.

Павел Иванович Лопушанский возглавлял отдел главного архитектора города с 1953 по 1966 год. Мало кто знает об этом, но именно тогда центр города стал современным. Чуть помпезный, чуть вызывающе пышный. Но таково было время, таков стиль эпохи. Творения всегда более реальны, чем их творцы. Каждый день мы видим город, которому Лопушанский отдал часть себя. Но что мы знаем о нем самом?

Весьма немного. Он родился на Украине, в селе Ново-Алексеевка. Село на 200 дворов, в степи, недалеко от железной дороги, на границе Украины и Крыма. С 1948 года работал на Южном Урале. Когда ему предложили возглавить отдел главного архитектора в Электростали, он сразу же согласился. Эта работа была похожа на его предыдущую, те же трудности, те же проблемы. Но город не имел своего архитектурного облика, его только надо было создать. В управлении по делам архитектуры участок работы в Электростали был определен как очень трудный. Вскоре и сам Павел Иванович убедился в этом.

Вот как вспоминает он свое первое знакомство с городом в книге «Недалеко от Москвы»: «Уже подъезжая к городу, удивился обилию заводских труб и чисто промышленному пейзажу. «Вестибюль» города – привокзальная площадь, тоже не порадовал особыми красотами: одноэтажное здание вокзала, за ним – трехэтажный дом с ободранной штукатуркой, а далее – весь в грязи пустырь. Вокзальную площадь пересекали заводские железнодорожные пути, по которым то и дело пробегали маневровые поезда».

В то время Электросталь строилась активно. Весь город превращен был в строительную площадку. Но, несмотря на разработанные планы застройки, города как единого целого не существовало. В этом и была задача Лопушанского – создать удобный, полностью законченный и любимый жителями город. И Павел Иванович начал действовать.

Перво-наперво он решает мобилизовать все возможные людские ресурсы. Он собирает собрания, где выступает с рассказом о том, во сколько обходится государству благоустройство города, сколько стоит каждое дерево и кустик во дворе. Результат не заставил себя долго ждать. После работы электростальцы в вечерние часы стали высаживать деревья, кустарники...

Немалого труда стоило Лопушанскому отстоять свои идеи по архитектурному облику города. Он мечтал об эстетичном облике, простых и благородных формах, четкости линий улиц и проспектов, изяществе скверов и парков, о парковых скульптурах в прохладе фонтанов. Но каждый участок в городе принадлежал какому-то из предприятий города. А руководители этих предприятий были хорошими хозяйственниками, но художественным вкусом обладали весьма в скромных объемах. Ведь каждому свое.

Предприятия, на чьи средства велось строительство, предпочитали строить где попало, как попало и что попало. Основное наступление Лопушанский предпринял на директора завода «Электросталь», которым был тогда Корешков. Сердцу Михаила Егоровича милы пейзажи русской деревни, одно- двухэтажные домики, с сараями и живностью. Все это было бы замечательно, но Электросталь была крупным промышленным центром, и такой облик мало подходил к ней. И Лопушанскому ценой больших усилий удалось одержать победу. Строительство началось.

Здание на перекрёстке улиц Советская и Николаева
Здание на перекрёстке улиц Советская и Николаева

Вот уже возводится на перекрестке улиц Советская и Полярная (ныне Николаева) пятиэтажный жилой дом. Простые, но мощные формы соответствовали замыслу застройки улицы. Особое внимание обращено на решение угла, фасад которого четырехколонным портиком с фронтоном и тремя скульптурными группами. В нижнем этаже – магазин. Сеть бытового обслуживания населения ширится. В нижних этажах строящихся домов располагаются магазины, кафе, дома быта, библиотеки.

Сталинские дома на проспекте Ленина
Сталинские дома на проспекте Ленина

В 1955 году при участии Павла Ивановича тщательнейшим образом разрабатывается проект пятилетнего плана застройки. Это новые дома и улицы, на месте пустырей вырастали новые кварталы. Большинство домов по проспекту Ленина строилось по индивидуальным проектам. С пышным декоративным оформлением, основные мотивы которого черпались из арсенала классического наследия. На домах появились сложные венчания, декоративные вставки, пилястры, колонны.

Начало активного строительства можно обозначить 1951 годом, и закончить планировали в 1959. Но в 1955 году вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Н.С. Хрущев был горяч на руку, колхозные поля засеял кукурузой, а вместо роскоши сталинского ампира в городах и весях России появились пятиэтажные «хрущобы». Надо было решать жилищную проблему, и как можно быстрее. Проекты заставляли пересматривать в сторону упрощения, красивые архитектурные формы назывались антисоветскими. Право, смешно, начав строить район в одном архитектурном стиле, на середине разрушить все.

Но Павел Иванович не сдавался. Он один из первых в области внедрил в оформление фасадов здания керамические плитки и лицевой кирпич. Ярко-красные, розовые, золотисто-кремовые, они создавали красоту, создавали облик. Именно такой облицовкой были украшены в середине 50-х годов два жилых дома на углу улицы Советской и Фрязевского шоссе. Эти дома, расположенные при въезде в город, задумывались как триумфальные ворота, парадный подъезд. Еще одна интересная мысль Павла Ивановича – сделать фрязевский вокзал городским и туда сместить центр города. Но это осуществлено не было.

Сносились «сарайные городки» и дома частной застройки. На их месте строились новые кварталы. Лопушанский настоял на том, чтобы оставили фруктовые сады. И новые кварталы утопали в зелени.

С 1966 года Павел Иванович не работал в Электростали. Он уехал в Чехов. Тоже главным архитектором. Тому было много причин. Одна из которых – его книга «Недалеко от Москвы», тираж который был изъят из типографии при печати. Ведь там неприглядно изображались факты строительства образцового промышленного города.

Его часто обвиняли в донкихотстве. Но разве это так страшно – быть рыцарем без страха и упрека и служить Прекрасной Даме – Архитектуре?

 

Текст набрала Панова Анастасия

 

Источники: Д.И. Войниченко, М.В. Немышева, А.Г. Фролова, А.Б. Шаханов, «Город мастеров. Электросталь», 1998 г.